родительское собрание

 

 

 

 

Взаимосотрудничество
как основа формирования
взаимоотношений в семье.

 

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосновая И.Н.

МОУ СОШ № 16

 

 

Цель:

Провести совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воспитания ребенка в процессе становления и развития его как социально адаптированной личности, гражданина, Человека.

Оборудование:

Памятки, карточки с ситуациями, листочки, ручки.

Конспект проведения родительского собрания:

Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами

Вашего ребенка глянет на Вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная, зверушка, почему Вы не оглянетесь назад, почему Вы не приступаете к ревизии

Вашего собственного поведения?

А.С.Макаренко.

Учитель:

 - Все ли родители, которые пришли на сегодня на встречу могут похвастаться отсутствием проблем в семейных взаимоотношениях?

Родители:

 - Нет.

Учитель:

 - Я прошу поднять руки тех родителей, кто хотя бы один раз пытался найти выход из сложных ситуаций, возникающих при построении взаимоотношений в семье.

( Руки поднимают все родители.)

 - Все родители занимают активную позицию и, конечно, стараются найти выход из различных ситуаций. А как Вы думаете, почему в одной семье бывает меньше конфликтов, а в другой – больше?

Родители:

 - Многое зависит от характера взаимоотношений в семье.

 - В семье, где все стараются понять друг друга и поддержать, меньше конфликтов, чем в семье, где каждый сам по себе.

Учитель:

 - Согласна. К родительскому собранию было проведено анкетирование, анализ которого показал, что 46 % детей считают, что родители не всегда уважают и выслушивают их мнение по разным вопросам. 37 % учащихся страдают от отсутствия реализации совместной деятельности  и совместного времяпровождения, аргументируя ответы отсутствием свободного времени у родителей, 16 % детей указали на часто возникающие конфликты в отношениях . Результаты показывают, что существует необходимость обращения нашего внимания на построение взаимоотношений в семье, поиск конструктивного решения назревшей проблемы. Подумайте и назовите основные законы, по которым строятся отношения в семье.

Родители:

Любовь. Дружба. Уважение. Поддержка. Сочувствие. Совместное времяпровождение. Сопереживание.

Учитель:

Вы назвали много слов с приставкой со-. Я бы объединила их одним словом – «сотрудничество». И применимо к семье, мы поговорим о взаимосотрудничестве. Слово родителям.

Выступают подготовленные родители:

1.     Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

2.     Учитель: как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, сопереживать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матушкой-природой.

3.     Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит времени, проведенного в со-общении с родителями. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми. Синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травм. Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют внимания ребенку, предпочитая откупиться от него подарками, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой, просто отмахнуться. Им некогда. Родители часто вымещают на детях накопившееся раздражение и утомление.

4.     Учитель: дети – первые, кто глубоко и трагически пострадал от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних» детей.

5.     Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. Только преобладание со-переживания, со-чувствия, со-трудничества, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он со-бирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными чувствами, со-гревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах должна приносить человеку радость.

Учитель:

 - Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. Этому учим их мы, взрослые. Для того, чтобы определиться, какие мы родители, Вашему вниманию предлагается тест:

Давайте выберем те фразы, которые наиболее часто употребляются нами в общении с детьми и определимся с баллами:

Сколько раз тебе повторять!          2

Посоветуй мне, пожалуйста.         1

Не знаю, что бы я без тебя делала! 1

И в кого ты такой уродился!         1

Какие у тебя замечательные друзья! 1

Ну, на кого ты похожа!                      2

Я в твое время!                              2

Ты моя опора и помощница!        1

Ну, что за друзья у тебя!           2

О чем ты только думаешь!         2

Какая ты у меня умница!          2

А ты как считаешь, сын? (дочь) 1

У всех дети как дети, а ты?        2

Какой ты у меня сообразительный! 1

7-8 баллов: вы живете с ребенком душа в душу, он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов: вы непоследовательны в общении с ребенком, он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов: вам необходимо быть к ребенку повнимательнее, вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14 баллов: вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути, между вами и ребенком существует недоверие, пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

 

Учитель:

Для того, чтобы определиться с решением родительского собрания по поводу обсуждаемой темы, давайте поработаем в группах. Анализируя предлагаемую ситуацию, я предлагаю каждой группе сформулировать и правило построения взаимоотношений с ребенком:

Ситуация № 1:

Что делать, если…

Ребенок из-за своего поведения на улице или в гостях ставит вас в сложную ситуацию, когда на вас устремлены взоры многих других людей? Что можно делать в таком случае и чего нельзя?

Ситуация № 2:

Что делать, если к вам пришли гости? Отправить его погулять? Уложить ребенка спать пораньше? Постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?

Ситуация № 3:

Что делать, если…

Вы заняты несколькими делами сразу: готовите обед, стираете и разбираете со старшим ребенком задачу, а младший в это время пытается рассказать вам о школьных делах?

Ситуация № 4:

Что делать , если…

У ребенка нет желания делиться с вами своими бедами и мыслями и слушать то, что ему говорите вы?

Ситуация № 5:

Что делать, если…

Вы дали ребенку поручение, он пообещал выполнить, а не делает. Тянет время, а там глядишь, уже поздно. Или вы в ответ услышали: «Я потом, можно…», «А почему всегда я?».

Выводы родителей как решение родительского собрания:

1.     Необходимо строить отношения с ребенком на основе сотрудничества и взаимопонимания.

2.     Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.

 

Учитель:

 - Для того, чтобы вы не забывали обо всем, о чем мы сейчас говорили , для вас приготовлены памятки-советы:

Памятка:

Советы родителям.

1.     Не увеличивайте обычную дозу замечаний в гостях или на улице, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.

2.     Вы всегда уверены, что ваши суждения – истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

3.     Бесконечно уступая ребенку, вы можете избаловать его, но никогда не уступая, вы выглядите жестокосердечным в его глазах.

4.     Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.

5.     Не бойтесь ласковых слов и прикосновений. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

6.     Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом, ни полом, ни куском хлеба.

7.     Хотя бы иногда спрашивайте: «Как дела?»

8.     Старайтесь никого не критиковать при детях, и они никогда не скажут плохого про вас.

9.     Уступайте иногда в спорах, этим вы научите детей уступать, признавать поражения и ошибки.

10. Умеете ли вы просить или только приказываете? Подумайте об этом.

11. Внушайте ребенку : «Ты хорош, но не лучше других».

12. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

Учитель:

 - И на прощание давайте обратимся к словам великого педагога А.С.Макаренко. В них вы найдете начало перестройки взаимоотношений в семье. Как же наладить взаимоотношения в семье на основе взаимосотрудничества?

Родители:

 - Начиная с себя.

Учитель:

 - Удачи вам, умного сердца и доброй души.

 

 

Hosted by uCoz