родительское собрание

 

 

 

 

Личностно-ориентированный подход
 в воспитании
 и технология педагогической 
 поддержки.

 

 

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосновая И.Н.

МОУ СОШ № 16

 

 

Цель:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Оборудование:

Листочки, ручки, детские анкеты.

Конспект проведения родительского собрания:

Любите детство, поощряйте его игры и забавы.

Ж.Ж.Руссо

Учитель:

Для начала нашего разговора о детях мы проведем небольшое анкетирование с целью обобщения наших знаний о ребенке.

1.     Какое занятие является любимым для Вашего ребенка в свободное время?

2.     Что из домашней работы любит делать Ваш ребенок?

3.     Назовите близкого друга Вашего ребенка.

4.     Любимый школьный предмет.

На доске записана тема сегодняшнего родительского собрания. Выскажите свои предположения, о чем же мы будем вести речь?

Родители:

 - О личности ребенка.

 - О необходимости поддержки ребенка.

 - О новых технологиях в воспитании.

 - О том, что любит ребенок и чем интересуется.

Учитель:

Действительно. А насколько важна тема собрания для каждого из вас, вы определите сами. Для этого просто сравним Ваши ответы на вопросы анкеты  и ответы Ваших детей. Если Вы испытывали сомнения, когда отвечали на вопросы анкеты, или Ваши ответы и ответы Вашего ребенка не совпали, то именно для Вас тема собрания актуальна.

(Приводятся ответы детей).

Учитель:

 - Существует множество различных технологий в помощь нам для более действенной организации процесса воспитания. Мы поговорим о двух:  личностно-ориентированном  подходе в воспитании и технологии педагогики поддержки. Для начала остановимся на термине « личностно-ориентированный подход». Как вы думаете, какие основные понятия включает в себя этот термин?

Родители:

 - Личность.

 - Воспитание, направленное на отдельную личность.

Учитель:

Это:

 - развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей;

 - создание условий для реализации себя в определенных видах деятельности, опираясь на возможности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры и субъектный опыт каждого ребенка;

Что лежит в основе личностно-ориентированного подхода в воспитании? – Признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым опытом. Развитие ребенка необходимо строить , отталкиваясь от того, какой ребенок есть, определяя педагогические воздействия, способствующие его развитию, и принимая ребенка не как объект, на котором проводятся опыты воспитания, а как активного субъекта, т.е. участника воспитательного процесса. Нельзя всех детей воспитывать одинаково. Почему? На этот вопрос мне помогут ответить родители, которые имеют два и более ребенка.

Родители:

 - Один ребенок любит кашу, а другой – картофель. Точно так и во всем остальном: один все делает быстро и кое-как, а другой медленно и основательно.

 - Один все время болтает о чем угодно, а другой – молчит. Для одного важно все время быть рядом с мамой, а другой убегает к бабушке.

 - Один любит рисовать, а другого не оторвешь от машинок.

Учитель:

 - Действительно, все дети разные. И каждый – личность. Особенно проявляется она тогда, когда ребенок преодолевает в себе плохое, когда огорчается и стыдится за свое несовершенство, свои слабости и проступки, когда стремится быть хорошим, когда «надо» побеждает «хочу». По своей сути воспитание предполагает одни и те же задачи для всех, но вот решает их каждый родитель по-разному, в применении к особенностям своего единственного и неповторимого малыша. Давайте вспомним, как вы приучали своего ребенка каждый день чистить зубы.

Родители:

 - Для нас не было в этом проблем.

 - Мы играли в больницу.

 - А мы до сих пор строго напоминаем: не напомнишь – не почистит.

Учитель:

 - Возьмем школу. При поступлении в школу практически все первоклассники выражают желание учиться. Почему же у некоторых это желание гаснет, причем довольно быстро? В значительной степени это связано с недоработками взрослых. В начальной школе важно воспитать ответственное отношение к своим делам, поступкам, обязанностям. Может даже иногда вся семья посидит без хлеба из-за того, что ваш ребенок забыл его купить. Родителями должно быть замечено все: достижения принесут всем радость, ошибки будут совместно исправлены. В этой кропотливой, длительной, незаметной работе родятся и первые победы над собой, и радость преодоления трудностей. А чем может выражаться педагогическая поддержка ребенка со стороны родителей?

Родители:

 - Надо помогать ребенку в выполнении домашних заданий.

 - Я считаю, что важным является помощь ребенку в его росте как личности.

 - Думаю, что ребенок должен чувствовать , что родители всегда помогут в трудной ситуации и порадуются вместе с ребенком его успехам.

Учитель:

 - Так, психолог А.Д. Андреева рассматривает психологическую поддержку как процесс. Она поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

О.С. Газман, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.  

Обратимся к имеющимся толкованиям понятия  «поддержка». В Толковом словаре В.Даля. это слово связывается со значением глагола  поддержать, «поддерживать» - служить опорой для крепости  (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой-- всем, что придает крепость, прочность, силу. Другими словами, это действие, которое не  дает прекратиться, нарушиться тому, что движется , находится в динамике.

Слово  «поддержать»  в  Словаре  синонимов имеет несколько значений: 1) помочь, 2) прийти на  выручку, 3) пособить.

Выделенные семантические значения понятий «поддержка»,  «поддержать» задают определенные педагогические смыслы:

ü                помочь другому обрести уверенность;

ü                 подкрепить то положительное, что есть в личности;

ü                удержать от того, что мешает развитию, является

ü                тяжестью, грузом.

Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению. Авторы «Психологии человека» Е.И. Исаев и В. И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субъективность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая   выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой).

Итак, для оформления решения нашего родительского собрания, предлагаю украсить мыслями цветы, которые символизируют наших детей. На лепестках цветов мы запишем основные принципы взаимоотношений при ориентации на личностно-ориентированный подход и технологию педагогической поддержки.

      Работа под музыку.

Учитель:

 - давайте поделимся мыслями и чувствами.

Выступления родителей по записям на лепестках цветов.

Оформление решения родительского собрания.

 

 

Hosted by uCoz