родительское собрание

 

 

 

 

Один плюс один
 равно один.

 

 

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосновая И.Н.

МОУ СОШ № 16

 

 

Цель:

Накопление педагогических знаний, необходимых для обеспечения эффективного процесса самоактуализации детей.

Оборудование:

Карточки с ситуациями, листки и ручки для рефлексии, Рекомендации для «трудных» взрослых.

Конспект проведения родительского собрания:

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Учитель:

Аналитики легче рассуждают, чем действуют, легче объясняют, как надо, чем сами выполняют какое-то задание. Для синтетиков очень важна наглядная образность материала, они не могут что-то предпринять без опоры на конкретную ситуацию. Импульсивные дети часто действуют быстро, на уровне интуиции, схватывая ситуацию в целом, без мелких деталей. Рефлексивные дети перебирают детали, медленно, но верно выстраивая путь решения, но легко могут ошибиться, если неверно выбраны исходные условия, так как не видят задачу в целом.

Первое и главное вытекает из всего того, о чем мы с вами говорили: детей нельзя сравнивать между собой. То, что является опорой для одного, его сильной стороной, его плюсом, для другого может быть не нужно, невозможно и даже вредно.

Многие отрицательные стороны поведения ребенка могут быть лишь обратной стороной его сильных проявлений. Представьте себе, что вас обучают фигурному катанию, дав вам хоккейные коньки, да еще на 2 размера больше, чем нужно. При этом тренер только говорит, ничего не показывая, или только катается сам, ничего не объясняя. Не в такое ли положение мы ставим некоторых детей, применяя негодные именно для этого ребенка средства и его же ругая за то, что он никак не может как следует научиться. Мы сами наши проблемы, наше неумение и незнание перекладываем на плечи детей. Ребенок учится , а не демонстрирует свои знания и умения. А значит имеет право на ошибку. Боязнь ошибки – страшная вещь. Она приводит к трусости мысли. Дети боятся думать. Они пытаются лишь вспомнить то, что говорил им учитель или родитель, и не учатся размышлять, рассуждать, анализировать и представлять.

Родитель знает, как надо, знает правильный ответ и в своем собственном понимании становится как бы носителем истины. Ее он и пытается передать детям. А нужно учить ребенка самостоятельно искать и находить ответ.

Что такое перевертыши у К.Чуковского ( «Ехала деревня мимо ямщика…)? Это ошибки, на которых ребенок учится и самоутверждается в своих знаниях. Если малыш начал смеяться над перевертышами, значит, он усвоил какие-то жизненные понятия, явления, законы. Детям для нормального развития как воздух нужен поиск.

Вот истина: к одному прибавить один всегда будет два! А всегда ли? Ребенок говорит: «Нет!». Мы возмущены. Но если к одной капле воды добавить еще одну, то будет одна капля воды, хоть и большая. Значит, один плюс один может равняться одному. Мы видим мир, загнанный в рамки классификаций, видим наиболее верные варианты, воспринимаем мир так, как «надо», «как принято», а ребенок таким, какой он есть на самом деле, во всей полноте реальных событий и возможностей.

Замечено, что у авторитарных родителей дети дерутся чаще, чаще дают отрицательные оценки друг другу.

 

Рекомендации для «трудных» взрослых.

 

 - Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.  - Воспитывать и любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

 - Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: девочки обычно старше мальчиков-ровесников по биологическому возрасту.

 - Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысляют все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

 - Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

 - Не показывайте и не рассказывайте мальчику , как надо выполнить задание. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

 - С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно.

 - Не забывайте не только рассказывать, но показывать, что особенно важно для мальчиков.

 - Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом на него с высоты своего авторитета.  -  - Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время и все изменится. А если тогда он скажет на вас эти же слова?

 - Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональность и тревожность мальчиков.

 - Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что же ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

 - Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не сможет долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

 - Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять  природу трудностей.

 - Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины или по незначительным поводам из-за усталости. А мальчики истощаются интеллектуально. Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

 - Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

 - При неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом.

 - Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Вы по-разному мыслите, чувствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

 - Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок.

Работа в группах:

Задание: определить причины «трудного» поведения ребенка.

Ситуации:

Ситуация № 1:

В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чем-то думает. На все вопросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Ситуация № 2:

Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей. Но вот беда – он ничем не хочет помогать по дому. Его вещи разбросаны. А на просьбу убрать, он отвечает уклончивым отказом.

Обобщение:причины:

 - борьба за внимание;

 - борьба за самоутверждение;

 - желание мщения ( за сравнение не в его пользу, унижение, развод, несправедливость и невыполненные обещания)

 - неверие в собственный успех, низкая самооценка.

Рефлексия:

Определите по 5-бальной системе результат встречи:

 - полезность встречи;

 - актуальность обсуждаемых ситуаций;

 - атмосфера встречи.

Решение:

Изучить и осмыслить рекомендации и по возможности их придерживаться в построении общения с ребенком.

 

Hosted by uCoz