Великий русский полководец А.В. Суворов – страницы воинской славы

(урок-лекция).

Цель урока: способствовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Остановись, пролхожий!

Здесь человек лежит, на смертных

не похожий;

На крылосе, в глуши, с дьячком он

басом пел

И славою, как Петр иль Александр, гремел.

Ушатом на себя холодную лил воду

И пламень храбрости в сердца вселял

народу.

Не в латах, на коленях, как греческий герой.

Не со щитом златым, украшенным всех

паче,

С нагайкой в руках и на казацкой кляче

В едино лето взял полдюжины он Трой.

Не в бронь облечён, не на ходу высоком,

                                                                                        Он брань кровавую спокойным мерил

оком,

В рубахе, в папахе, пред войсками верхом,

Как молния сверкал и поражал, где чуть летают

птицы.

Жил в хижинах простых, - и покорял

столицы.

Вставал по петухам, - сражался на

штыках,

Чужой народ носил его на головах.

Одною пищею с солдатами питался.

Цари к нему в родство, не он к ним

причитался.

Был двух империй вождь; Европу удивлял;

Сажал царей на трон, - и на соломе

спал.

(А.С. Шишков – поэт, серый

панегерист А.В. Суворова).

 

Александр Васильевич Суворов – национальный герой России, один из основоположников русского военного искусства. В 1729 или 1730 родился в семье офицера Василия Суворова. Обладая слабым здоровьем, юный Суворов самостоятельно воспитывал в себе выносливость, развивал себя физически, чтобы стойко выдерживать тяготы военных походов.

С 12 лет А.В. Суворов начинает службу простым солдатом в гвардейском Семёновском полку и проходит все ступени воинской лестницы. Добросовестно исполняя свои обязанности солдата, Суворов успевал продолжать заниматься самообразованием (изучал артиллерию, фортификацию, историю, географию, учил иностранные языки, посещал занятия в кадетском корпусе).

    Объясняя прекрасное знание инженерного дела, он говорил, что его отец Василий Иванович Суворов перевёл по распоряжению Петра I книгу французского фортификатора маршала Вобана «Способы укрепления городов» и учил Суворова – сына французскому языку по этой книге, сравнивая русский текст с оригиналом. Отсюда и началось познание великим полководцем фортификации и военно-инженерного дела.

     Первым чином Александра Суворова был самый маленький в России чин капрала, он давался, как правило, лучшим солдатом из простых крестьян или горожан. В 1754 году Суворов стал офицером. Взлёт карьеры Суворова начался во время Семилетней войны, в ходе которой неоднократно проявлял доблесть и был награждён за мужество и отвагу.

    В 1770году Суворов дослужил до генерала. Когда началась русско-турецкая война 1768-1774г.г. Он находился в Польше, где воевал против конфедератов. Позднее был переведён в Финляндию, так как планировалась война со Швецией. Когда угроза войны отпала, Суворов добился направления его на театр боевых действий с Турцией. При формировании Дуная и взятии крепости Туртукай полководец применил новый боевой порядок – сочетание штурмовых колонн с рассыпным строем егерей на флангах. В том же 1773 году при обороне населённого пункта Персово Суворов сумел обратить врага в бегство, использовав внезапную контратаку. В начале 1774 года отряд под его внезапную контратаку. В начале 1774 года отряд под его командованием предпринял дерзкую вылазку на турецкий лагерь, вылазка переросла в сражение, закончившееся победой русского оружия. После этого турецкое правительство согласилось на мирные переговоры, итогом которых стало заключение Кючук-Кайнарджийского мира.

    В 1787-1791г.г. Военные действия между Россией и Турцией возобновились и  тогда полководческий талант Суворова проявился наиболее ярко. Войска под его командованием одержали ряд блестящих побед; основным залогом успеха стала новая тактика Суворова. Полководец отказался от линейной тактики, основанной на хаотичных манёврах на флангах и отсиживание за толстыми стенами. Суворов располагал войска ротными и батальонными колоннами, использовал рассыпной строй из группы от 15 до 30 человек. Считал оборонительные бои временными и вынужденными, он делал основной упор  на наступление, нанесение главного удара, уничтожение живой силы противника. Полководец был убеждён, что уже нельзя воевать по трафарету – важно творчески подходить к каждой военной операции и гибко менять тактику в зависимости от обстановки (характерных особенностей местности).

    Наиболее важным событием этой войны считается взятие армии Суворова прежде непреступной крепости  Измаил, которую защищала 40-тысячная армия. Победа привела к выгодному для России Ясскому миру. В правлении Павла I Суворова практически отстранили от дел, так как полководец пренебрежительно высказывался в адрес Фридриха II Прусского, который был кумиром Павла. 5 мая 1797года был выслан в село Кончанское Новгородской губернии под надзор местной администрации. Там он занимался хозяйством, много читал, а порой играл с мальчишками в бабки. Когда кто-нибудь удивлялся этому, то Суворов отвечал: «Сейчас в России столько фельдмаршалов, что им только и дела, что в бабки играть.» Такой его ответ объяснялся тем, что за свою более чем полувековую службу он был свидетелем производства в звании фельдмаршала 14 генералов, причём последним из них был он сам, получив звание фельдмаршала в 1794 году, 64 лет.за взятие Варшавы.

  А при императоре Павле, только за один год фельдмаршалами стали 8 генералов. Отсюда его ирония.

   Однако обстоятельства в жизни Суворова вскоре резко переменились. Во время кампании против Наполеона император был вынужден вспомнить про строптивого полководца и снова поставил его во главе армии.

    В 1799 году начался знаменитый Итальянский поход Суворова, в ходе которого блестящий полководец нанёс ряд чувствительных поражений французской армии и занял почти всю северную Италию. Тогда же Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы. При переходе через Альпы Суворов обратился к солдатам:

         Штыки, быстрота, внезапность – вот наши вожди. Будь прозорлив, осторожен, имея цель определённую.

По окончании Итальянской кампании Суворов спросил, были ли за время похода какие-нибудь случаи неповиновения. И ему ответили: «Не было ни одного.» «Теперь – сказал Суворов, - узнаю я наше русское войско. Это дисциплине обязан я своими победами, ибо что есть войско без повинения и каким образом могут толпы вооружённых людей направляемы быть безошибочно к назначенной цели без власти. Наша служба легка, когда её дружно поднимают все вместе. Нет! Греки и римляне с нами не сравняются!

    За совершение беспримерного в истории похода в Италию и Швейцарию, старому воину в конце его жизни 8 августа 1799 года, был преподнесён новый титул – князя Суворова – Италийского и чин генералиссимуса.

    Титул А.В. Суворова в конце его жизни был короче титула Потёмкина, но был едва ли менее значительным. Вот он: « Граф Суворов – Римникский, князь Италийский, граф Священной Римской империи, фельдмаршал русской и австрийской армии, генералиссимус русских сухопутных и морских сил, великий маршал пьемонтских войск, наследственный принц Сардинского королевского дома, кузен короля, гранд короны, кавалер всех русских и многих иностранных орденов.»

   Умер Суворов 12 мая 1800 года. Весь Петербург в день похорон вышел на улицы, чтобы проводить великого полководца в последний путь. При проносе гроба сквозь узкие ворота кладбища Александро-Невской Лавры некоторым показалось, что гроб Суворова не пройдёт и застрянет.

    И после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать» - богатейший военный опыт А.В. Суворова.

    Сам Суворов назвал эту работу «Вахт-парад», а название «Наука побеждать» дал ей первый издатель инструкции М. Антоновский в 1806 году. В «Науке побеждать» Суворов изложил «Три воинских искусства» (глазомер, быстрота и натиск) и изложил принципы боя. «Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля – дура, штык – молодец...» «Обывателя не обижай: он нас поит и кормит, солдат – не разбойник». «Солдату – надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву». «Ученье – свет, а неученье – тьма». «Дело мастера боится».

  Суворовская система воспитания солдат была проникнута глубоким уважением к каждому воину. Он называл своих солдат богатырями, внушал им веру в победу. «Богатыри! Неприятель от вас дрожит», - писал он в «Науке побеждать». Суворов ненавидел и презирал людей равнодушных, боявшихся ответственности.

       Вся жизнь и деятельность А.В. Суворова позволяла ему сказать: «Потомство моё прошу брать мой пример... до издыхания быть верным...Отечеству».

 

Литература: Караев Г.Н. Суворов и его «Наука побеждать»; Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. М. «Просвещение, 1995г.;

Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории Росии с к. 16 до к. 18 в., М. «Вано», 2001г.

 

НАЗАД

Hosted by uCoz