«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие даёт она, будут приобретены путём низости и преступления» (древнегреческий историк Плутарх).

 

Раскрыть сущность международного гуманитарного права, призванного обеспечивать защиту личности в условиях вооружённых конфликтов и основанного на принципах человеколюбия, такова цель урока обществознания, проведённого в 9 классе в 2008-2009 учебном году по теме: «Международное гуманитарное право».

Изучение данной темы актуально и в современных условиях, поэтому учащиеся были озадачены проблемой: «Объяснить, в чём проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в условиях мира».

 

План изучения темы урока:

1.     Понятие международного гуманитарного права (кн.: Гассер П.П. Международное гуманитарное право. М., 1995г.-с.24). Учебник «Обществознание. Л.Н. Богомолов, М., «Просвещение», 2007г.-с.373.

Работа над словом «гуманитарный».

2.     Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооружёнными конфликтами.

Вопросы учащимся, с опорой на знания по истории:

- Какие войны вы изучали наиболее обстоятельно?

- Что вы знаете о судьбах раненых на этих войнах?

- Как поступали с военнопленными?

- Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?

Сообщения  учащихся из книги А. Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино». – М., 1995г.- с.19, 34.

3.     Становление международного гуманитарного права.

Дата

Название договора

29 ноября- 11 декабря 1868г.

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль.

Санкт-Петербург

29 июля 1899г.

Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющиваю-щихся пуль («дум-дум»). Гаага

18 октября 1907г.

Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны с прилагаемым Положением о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага

12 августа 1949г.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева

12 августа 1949г.

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море. Женева

12 августа 1949г.

Конвенция об обращении с военнопленными. Женева

12 августа 1949г.

Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Женева

10 апреля 1972г.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении

8июня 1977г.

Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв международных конфликтов

8 июня 1977г.

Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера

 

 

 

4.     Возможны ли нормы, защищающие человека в условиях вооружённых конфликтов?

Ознакомление учащихся с положениями международного гуманитарного права. Учащиеся составляют развёрнутый план данного документа.

Особо обращено внимание на нормы международного гуманитарного права, направленные на защиту мирного населения.

Обсуждение вопроса: «Как должны поступить военные, если их нападение на военный объект повлечёт за собой жертвы и среди гражданских лиц?

5.     Особенности международного гуманитарного права, его значение:

- во-первых, оно продолжает гуманистическую традицию, которая наиболее полно воплотилась в Международной хартии прав человека. Цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы;

- во-вторых, международное гуманитарное право не может исключить войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной;

- в-третьих, наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия  рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.

В конце урока работа над проблемным вопросом «Чем проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в условиях мира?»

Обсудим вместе

1.     Сопоставьте 2 высказывания:

- «Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие даёт она, будут приобретены путём низости и преступления» (древнегреческий историк Плутарх);

- «Когда гремит оружие, законы молчат» (деятель Древнего Рима Цицерон).

Говорят мудрые

Как вы понимаете эти высказывания?

«Война есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд».

(И.А. Ильин (1882-1954) – русский философ).

«Несправедливо ликовать над телами погибших».

(Гомер (VIII в. до н.э.) – древнегреческий поэт.

 

 

Учитель обществознания  -  Роскошняя Н.И.

 

НАЗАД

Hosted by uCoz