4
класс
Сосновая И.Н.
МОУ СОШ № 16
Цель:
Провести совместный психолого-педагогический поиск
методов эффективного воспитания ребенка в процессе становления и развития его
как социально адаптированной личности, гражданина, Человека.
Оборудование:
Памятки,
карточки с ситуациями, листочки, ручки.
Конспект проведения
родительского собрания:
Когда в вашей семье появляется первая «детская»
неурядица, когда глазами
Вашего ребенка глянет на Вас еще маленькая и
слабенькая, но уже враждебная, зверушка, почему Вы не оглянетесь назад, почему
Вы не приступаете к ревизии
Вашего собственного поведения?
А.С.Макаренко.
Учитель:
- Все ли родители,
которые пришли на сегодня на встречу могут похвастаться отсутствием проблем в
семейных взаимоотношениях?
Родители:
- Нет.
Учитель:
- Я прошу
поднять руки тех родителей, кто хотя бы один раз пытался найти выход из сложных
ситуаций, возникающих при построении взаимоотношений в семье.
( Руки поднимают все родители.)
- Все
родители занимают активную позицию и, конечно, стараются найти выход из
различных ситуаций. А как Вы думаете, почему в одной семье бывает меньше
конфликтов, а в другой – больше?
Родители:
- Многое
зависит от характера взаимоотношений в семье.
- В семье,
где все стараются понять друг друга и поддержать, меньше конфликтов, чем в
семье, где каждый сам по себе.
Учитель:
- Согласна. К
родительскому собранию было проведено анкетирование, анализ которого показал,
что 46 % детей считают, что родители не всегда уважают и выслушивают их мнение
по разным вопросам. 37 % учащихся страдают от отсутствия реализации совместной
деятельности и совместного времяпровождения,
аргументируя ответы отсутствием свободного времени у родителей, 16 % детей
указали на часто возникающие конфликты в отношениях . Результаты показывают,
что существует необходимость обращения нашего внимания на построение
взаимоотношений в семье, поиск конструктивного решения назревшей проблемы.
Подумайте и назовите основные законы, по которым строятся отношения в семье.
Родители:
Любовь. Дружба. Уважение. Поддержка. Сочувствие.
Совместное времяпровождение. Сопереживание.
Учитель:
Вы назвали много слов с приставкой со-.
Я бы объединила их одним словом – «сотрудничество». И применимо к семье, мы
поговорим о взаимосотрудничестве. Слово родителям.
Выступают подготовленные родители:
1. Семья – колыбель духовного
рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, чувств, которые они
питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая
реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную
среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность,
однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут
определить характер человека на всю жизнь.
2. Учитель: как много
сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого
себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и
окружающие умением сочувствовать, сопереживать, прощать, любить. Любить тоже
надо уметь, и это умение не дается матушкой-природой.
3. Самый большой дефицит,
который испытывают наши дети, - это дефицит времени, проведенного в со-общении
с родителями. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже
стесняются приласкать ребенка просто так. Боязнь избаловать детей, особенно
мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. В последнее
время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с
детьми. Синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по
отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и
нравственной травм. Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории
неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и
воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне
материально обеспеченные, если родители не уделяют внимания ребенку,
предпочитая откупиться от него подарками, чрезмерно разнообразной пищей,
одеждой, просто отмахнуться. Им некогда. Родители часто вымещают на детях
накопившееся раздражение и утомление.
4. Учитель: дети – первые, кто
глубоко и трагически пострадал от дефицита времени у взрослых. Возникла
проблема детей как обузы, «лишних» детей.
5. Атмосфера семьи определяется
ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями,
эмоциональным складом. Только преобладание со-переживания, со-чувствия, со-трудничества,
взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно
назвать семейным очагом. Он со-бирает и сплачивает вокруг себя
людей, связанных родственными чувствами, со-гревает, дает пищу чувствам и
отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах должна приносить человеку
радость.
Учитель:
- Дети по своей природе чрезвычайно жадны до
впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий,
радостных волнений. Семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам.
Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить
и приспосабливаться. Этому учим их мы, взрослые. Для того, чтобы определиться,
какие мы родители, Вашему вниманию предлагается тест:
Давайте выберем те фразы, которые наиболее часто употребляются нами в
общении с детьми и определимся с баллами:
Сколько раз тебе
повторять! 2
Посоветуй мне,
пожалуйста. 1
Не знаю, что бы я без тебя
делала! 1
И в кого ты такой
уродился! 1
Какие у тебя замечательные
друзья! 1
Ну, на кого ты похожа! 2
Я в твое время! 2
Ты моя опора и
помощница! 1
Ну, что за друзья у
тебя! 2
О чем ты только
думаешь! 2
Какая ты у меня умница! 2
А ты как считаешь, сын?
(дочь) 1
У всех дети как дети, а
ты? 2
Какой ты у меня
сообразительный! 1
7-8 баллов: вы живете с
ребенком душа в душу, он искренне любит и уважает вас, ваши отношения
способствуют становлению его личности.
9-10 баллов: вы
непоследовательны в общении с ребенком, он уважает вас, хотя и не всегда с вами
откровенен, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов: вам необходимо
быть к ребенку повнимательнее, вы пользуетесь у него авторитетом, но,
согласитесь, авторитет не заменит любви, развитие вашего ребенка зависит от
случая в большей степени, чем от вас.
13-14 баллов: вы и сами
чувствуете, что идете по неверному пути, между вами и ребенком существует
недоверие, пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания,
прислушивайтесь к его словам.
Учитель:
Для того, чтобы определиться
с решением родительского собрания по поводу обсуждаемой темы, давайте
поработаем в группах. Анализируя предлагаемую ситуацию, я предлагаю каждой
группе сформулировать и правило построения взаимоотношений с ребенком:
Ситуация № 1:
Что делать, если…
Ребенок из-за своего
поведения на улице или в гостях ставит вас в сложную ситуацию, когда на вас
устремлены взоры многих других людей? Что можно делать в таком случае и чего
нельзя?
Ситуация № 2:
Что делать, если к вам
пришли гости? Отправить его погулять? Уложить ребенка спать пораньше?
Постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?
Ситуация № 3:
Что делать, если…
Вы заняты несколькими делами
сразу: готовите обед, стираете и разбираете со старшим ребенком задачу, а
младший в это время пытается рассказать вам о школьных делах?
Ситуация № 4:
Что делать , если…
У ребенка нет желания
делиться с вами своими бедами и мыслями и слушать то, что ему говорите вы?
Ситуация № 5:
Что делать, если…
Вы дали ребенку поручение,
он пообещал выполнить, а не делает. Тянет время, а там глядишь, уже поздно. Или
вы в ответ услышали: «Я потом, можно…», «А почему всегда я?».
Выводы родителей как решение родительского собрания:
1. Необходимо строить отношения
с ребенком на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку,
внимание, сочувствие.
Учитель:
- Для того, чтобы вы не забывали обо всем, о
чем мы сейчас говорили , для вас приготовлены памятки-советы:
Памятка:
Советы родителям.
1. Не увеличивайте обычную дозу
замечаний в гостях или на улице, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.
2. Вы всегда уверены, что ваши
суждения – истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в
вашей правоте.
3. Бесконечно уступая ребенку,
вы можете избаловать его, но никогда не уступая, вы выглядите жестокосердечным
в его глазах.
4. Вспомните, давно ли вы
слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.
5. Не бойтесь ласковых слов и
прикосновений. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.
6. Никогда не упрекайте ребенка
ни возрастом, ни полом, ни куском хлеба.
7. Хотя бы иногда спрашивайте:
«Как дела?»
8. Старайтесь никого не
критиковать при детях, и они никогда не скажут плохого про вас.
9. Уступайте иногда в спорах,
этим вы научите детей уступать, признавать поражения и ошибки.
10. Умеете ли вы просить или
только приказываете? Подумайте об этом.
11. Внушайте ребенку : «Ты
хорош, но не лучше других».
12. Принимайте ребенка таким,
каков он есть.
Учитель:
- И на прощание давайте обратимся к словам
великого педагога А.С.Макаренко. В них вы найдете начало перестройки
взаимоотношений в семье. Как же наладить взаимоотношения в семье на основе
взаимосотрудничества?
Родители:
- Начиная с себя.
Учитель:
- Удачи вам, умного сердца и доброй души.