3
класс
Сосновая И.Н.
МОУ СОШ № 16
Цель:
Накопление педагогических знаний,
необходимых для обеспечения эффективного процесса самоактуализации детей.
Оборудование:
Карточки
с ситуациями, листки и ручки для рефлексии, Рекомендации для «трудных»
взрослых.
Конспект проведения родительского
собрания:
Семья – это место приземления для старших, стартовая
площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Учитель:
Аналитики легче рассуждают,
чем действуют, легче объясняют, как надо, чем сами выполняют какое-то задание.
Для синтетиков очень важна наглядная образность материала, они не могут что-то
предпринять без опоры на конкретную ситуацию. Импульсивные дети часто действуют
быстро, на уровне интуиции, схватывая ситуацию в целом, без мелких деталей.
Рефлексивные дети перебирают детали, медленно, но
верно выстраивая путь решения, но легко могут ошибиться, если неверно выбраны
исходные условия, так как не видят задачу в целом.
Первое и главное вытекает из
всего того, о чем мы с вами говорили: детей нельзя сравнивать между собой. То,
что является опорой для одного, его сильной стороной, его плюсом, для другого
может быть не нужно, невозможно и даже вредно.
Многие отрицательные стороны
поведения ребенка могут быть лишь обратной стороной его сильных проявлений.
Представьте себе, что вас обучают фигурному катанию, дав вам
хоккейные коньки, да еще на 2 размера больше, чем нужно. При этом тренер только
говорит, ничего не показывая, или только катается сам, ничего не объясняя. Не в
такое ли положение мы ставим некоторых детей, применяя негодные именно для
этого ребенка средства и его же ругая за то, что он никак не может
как следует научиться. Мы сами наши проблемы, наше неумение и незнание
перекладываем на плечи детей. Ребенок учится , а не
демонстрирует свои знания и умения. А значит имеет
право на ошибку. Боязнь ошибки – страшная вещь. Она приводит к трусости мысли.
Дети боятся думать. Они пытаются лишь вспомнить то, что говорил им учитель или
родитель, и не учатся размышлять, рассуждать, анализировать и представлять.
Родитель знает, как надо,
знает правильный ответ и в своем собственном понимании становится как бы
носителем истины. Ее он и пытается передать детям. А нужно учить ребенка
самостоятельно искать и находить ответ.
Что такое перевертыши у
К.Чуковского ( «Ехала деревня мимо ямщика…)? Это
ошибки, на которых ребенок учится и самоутверждается в своих знаниях. Если
малыш начал смеяться над перевертышами, значит, он усвоил какие-то жизненные
понятия, явления, законы. Детям для нормального развития как воздух нужен
поиск.
Вот истина: к одному
прибавить один всегда будет два! А всегда ли? Ребенок говорит: «Нет!». Мы
возмущены. Но если к одной капле воды добавить еще одну, то будет одна капля
воды, хоть и большая. Значит, один плюс один может равняться одному. Мы видим
мир, загнанный в рамки классификаций, видим наиболее верные варианты,
воспринимаем мир так, как «надо», «как принято», а ребенок таким, какой он есть
на самом деле, во всей полноте реальных событий и возможностей.
Замечено, что у авторитарных
родителей дети дерутся чаще, чаще дают отрицательные оценки друг другу.
Рекомендации для «трудных»
взрослых.
- Никогда не забывайте, что перед вами не
просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия,
мышления, эмоций. - Воспитывать и любить
их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек,
не ставьте одних в пример другим: девочки обычно старше мальчиков-ровесников по
биологическому возрасту.
- Не забывайте, что мальчики и девочки
по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное –
по-разному осмысляют все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не
так, как мы – взрослые.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков
аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Не показывайте и не рассказывайте мальчику , как надо выполнить задание. Следует подтолкнуть ребенка к
тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
- С девочками, если им трудно, надо вместе, до
начала работы, разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем, девочек надо
постепенно учить действовать самостоятельно.
- Не забывайте не
только рассказывать, но показывать, что особенно важно для мальчиков.
- Никогда не ругайте ребенка обидными словами
за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом на него с высоты
своего авторитета. - - Это сейчас он знает и умеет хуже
вас. Придет время и все изменится. А если тогда он скажет на вас эти же слова?
- Помните, что мы часто недооцениваем
эмоциональность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная
реакция помешает ей понять, за что же ее ругают. Сначала разберите, в чем ее
ошибка.
- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем
вы недовольны, так как он не сможет долго удерживать эмоциональное напряжение.
Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и
слышать.
- Прежде чем ругать ребенка за неумение,
попытайтесь понять природу трудностей.
- Знайте, что девочки могут капризничать,
казалось бы без причины или по незначительным поводам
из-за усталости. А мальчики истощаются интеллектуально. Ругать их за это не
только бесполезно, но и безнравственно.
- Не уличайте в неумении, а помогайте найти
пути решения проблемы.
Не сравнивайте ребенка с
другими, хвалите за его успехи и достижения.
Учитесь вместе с ребенком,
объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не
противником или сторонним наблюдателем.
- При неудачах не нервничайте сами и не
нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и
смотрите в будущее с оптимизмом.
- Если у вас трудности в общении с ребенком,
если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять
его в этом. Вы по-разному мыслите, чувствуете, то есть дело не только в нем, но
и в вас. Он не плохой, а просто другой.
- Помните: для ребенка чего-то не уметь,
чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок.
Работа в группах:
Задание: определить причины
«трудного» поведения ребенка.
Ситуации:
Ситуация № 1:
В последнее время ребенок
очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о
чем-то думает. На все вопросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит
от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает.
Как поступить в такой ситуации?
Ситуация № 2:
Ваш ребенок достаточно
большой. Он учится в меру своих способностей. Но вот беда – он ничем не хочет
помогать по дому. Его вещи разбросаны. А на просьбу убрать, он отвечает
уклончивым отказом.
Обобщение:причины:
- борьба за внимание;
- борьба за самоутверждение;
- желание мщения ( за
сравнение не в его пользу, унижение, развод, несправедливость и невыполненные
обещания)
- неверие в собственный успех, низкая
самооценка.
Рефлексия:
Определите по 5-бальной
системе результат встречи:
- полезность встречи;
- актуальность обсуждаемых ситуаций;
- атмосфера встречи.
Решение:
Изучить и осмыслить
рекомендации и по возможности их придерживаться в построении общения с
ребенком.