Б И Б Л И О Т Е Ч Н Ы Й  У Р О К  Ч Т Е Н И Я.

 

5-7 классы. 09. 10. 07.  10 часов

Тема: «Чудо, имя которому—книга.

Цельознакомить уч-ся с древними библиотеками, прививать интерес к чтению, дать представление о том , что книга не только учит, но и воспитывает вкус, формирует взгляды.

                    ХОД  УРОКА.

1.Вводная беседа  Кл. рук. Погребной Е. А. о том, чему посвящен данный урок чтения.

Чтение уч-ся стихотворения:

                      “Мой друг”

                         Хорошая книга,  мой спутник, мой друг

,                       С тобой интересней бывает досуг

                       Мы время отлично проводим вдвоем

                        И наш разговор потихоньку ведем

                       Я слышу тебя, я иду за тобой

                       Я к морю спускаюсь и вижу прибой

                       С тобою дорога моя далека

                       В любую страну и в любые века

                      Ты мне отвечаешь на каждый вопрос

                      Как Пешков Алеша учился и рос

                       Какие он первые книги читал

                      Что в жизни он видел,

                      Как Горьким он стал

                      Ты мне говоришь про дела смельчаков

                      Про злобных врагов и смешных чудаков

                      Про тайны Земли и движенье планет

                       С тобой ничего непонятного нет

                      Ты учишь правдивым и доблестным быть

                      Природуюдей понимать и любить

                      Тобой дорожу, я тебя берегу

                       Без книги хорошей я жить не могу.

3.На доске загадка:  “Снаружи смотреть—дом, как дом

                                    Но нет жильцов обычных в нем

                                    В нем книги интересные

                                    Стоят рядами тесными

                                    И Черномор и царь Гвидон

                                    И добрый дед Мазай

                                Как назвают этот дом?

                                Попробуй, угадай!

 

2.Сообщения уч-ся о древних библиотеках:

аа доске эпиграф: «Книга нужнее построенного дома,

                                   Лучше гробниц на западе,

                                   Лучше роскошного дворца,

                                   Лучше памятника в храме”.(13 век до нашей эры.)

Во все времена, во всех странах мира  люди ценили книги и берегли их как самые

драгоценные сокровища, создавая библиотеки. На глиняных табличках ,и пальмовых листьях, на папирусных свитках и пергаментных кодексах,на печатных страницах ученые, писатели, философы стремились запечатлеть свои знания, опыт, мысли и сохранить их для потомства.

Слово «библиотека”   пришло к нам из греческого языка (библио—книга, тека—хранилище).Но во все времена слово библиотека обозначало не только хранилище книг, но и  память народа, центр познания, общенияавайте совершим зкскурсию в прошлое и посетим самые знаменитые древние библиотеки.

     1. Древнейшая библиотека находилась в столице    государства Ассирии-городе Ниневиие владельцем был царь АШШУРБАНИПАЛ (669 год до нашей эры.

В огромном книгохранилище было собрано свыше 30 тысяч глиняных табличекарь—любитель чтения—собирал свою библиотеку очень долго,тщательно и со знанием дела.Для этого он рассылал в разные города опытных писцов, которые разыскивали

Древние книгиго библиотека содержалась в образцовом порядке. Книги были размещены по разделам: грамматика, историяаконы,обычаи,знания о природе,география,математика,религия,легенды и сказания.

2.Среди семи чудес, о которых говорили в античностиазывают Коллосальный маяк, НоВ те времена память об Александрийской библиотеке  затмила в веках славу знаменитого маяка.

3.У истоков библиотеки стоял Мусейон—центр культуры и просвещения. В этой библиотеке книги представляли собой папирусные свитки. Отовсюдй съезжались в эту библиотеку знаменитые писатели и ученыеСама библиотека состояла из нескольких помешений. Один из полководцев Александрат Македонского Птолемей основал эту библиотеку. Он посылал во все страны своих людей, чтобы те приобретали наиболее ценные сочинения по всем отраслям  знаний. Рукописи были разнородны по степени древности . Они были изготовлены на папирусе. Фонд библиотеки составлял 700 000 изданий. К сожалению библиотека не раз подвергаласьпожарам и разрушениям и в третьем веке нашей эры погибла окончательно.

4.А в Древнем Риме библиотеки были частными. Знатные и богатые римляне имели свои собственные библиотекиниги изготавливались из папируса. Свиток приклеивали к палке, навертывали на нее, а когда читали, то разворачивали, свиток помещали в футляр из пергамента, на котором было название книги.

А еще при общественных банях были публичные биюблиотекиде был зал для чтения и книгохранилище.

5.Из Древнего Мира отправимся в средние века , В это время библиотеки создавались при монастырях, затем при церквах а в 7-8 веках при школах и университетах. Книги хранились и переписывались там же. Самым знаменитым бмблиотекарем Средневековья стал ГабриельНоде, он организовал библиотеку первому министру кардиналаФранции Мазарини. В его библиотеке книги распределялись по отраслям знаний ее фонд составлял 45 тысяч томов. Она была открыта в 1644 году.

6. А теперь совершим путешествие в Древнюю Русь, где считали, что “Свет дневной есть слово книжное.”Древние рукописные книги  представляли собой предмет искусства. Во время пра вления наРуси  Ярослава Мудрого была создана первая библиотека. До нас дошла лишь одна книжицаоторая называется «Изборник” 1076 года. В это время основан Киево-Печерский монастырь, в котором монах- летописец Нестор создал  “Повесть временных лет”. Он описывал все события тех лет. Здесь была создана первая библиотека. В это же время была создана библиотека при Софийском соборе в Великом Новгороде, рукописи которой сохранились до нашего времени.

7.Значение древних русских библиотек было огромно. Они сохранили для нас ценнейшие

письменные и исторические памятники. Мы совершили короткое путешествие в знаменитые древние библиотеки, которые существовали почти во всех крупных городах и в Древнем мире и в Средние века. О каждом из них можно рассказать много увлекательного: ведь история любой библиотеки—это не только уникальные книжные фонды но и человеческие судьбы.

8.Самостоятельное чтение  отрывка из трилогии А. М. Горького «Детство”—как дед учил Алешу Пешкова азбуке.

Беседа по содержаниюравнить с современным обучением грамоте детей в школе.

9.Заслушивание сочинений уч-ся о том какой видят дети библиотеку в будущем.

10 Итог урока.

 

Hosted by uCoz