В С Е Р О С С И Й С К И Й У Р О К
Ч Т Е Н И Я С О Ш №16
8—9 классы
Т е м а : «Чудо, имя
которому –книга.”
Цель: Привить интерес к чтению
, расширить кругозор,
заинтересовать историе й книги, библиотеки, познакомить с
историей возни кновения бумаги, показатть как книга
учит, лечит, душу, воспитывает вкус.
Х О Д У Р О К А .
Вступительное
слово кл
рук. Наливайко Е. Г. о теме
урока.
З а г а д к а .
“Снаружи смотреть дом, как дом
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
И Черномор,
и царь Гвидон.
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом
Попробуй
угадай
Эпиграф:»Бумага изобретение не менее интересное, чем книгопечатание,для
которого она служит основой…Развитие бумажного производства шло медленно, и
история его покрыта мраком.”
Оноре
де Бальзак.
Рассказы детей о
том.каклюди от рукописных
книг переходили к печатной…
1.Рукописные
книги были очень дороги. Богатые люди тратили на них большие деньги, а бедные книголюбычасто становились просто переписчиками.Но пергамент был очень дорог.Тогда
предлыдущий лист смывали молоком и на этом же листе
писали заново.Иногда одну и ту же книгу переписывали
несколько раз.
2.Получение
нескольких копий с одной книги пытались ускорить. Поэтомустали
использовать печатную форму, вырезая на деревянной доске рисунок и текст.
Доску покрывали
краской и с силой прижимали к пергаменту.Такой
способ получения оттиска называется “ксилографией». В таких книгах было много
рисунков и мало текста.Такие книги предназначались бедным людям.
3 Для таких книг
использовали бумагу., которую изобрели в Китае.Изобретателем бумаги считали Цай
Луня. Об этом писали китайские историки. Первая бумага делалась из
растительного сырья. Брали бамбук и кору тутового дерева разрезали и толкли в
ступе, разбавляли водой,затем
черпали, т. е.цедили. То, что оставалось прессовали,
разглаживали, сушили в печи. Так приготовляли бумагу в Китае.Впоследствии бумагустали
изготовлять из тряпья.
4В 11-12 веке
бумага добралась до Европы.Поначалу
к ней относились с недоверием, но постепенно бумага доказала свою надежность.Ручной труд постепенно заменяли машины, для
сырья стали использовать древесину. В 15 веке в России появилось собственное
производство бумаги.
5.Бумага
материал непрочный.Тонкмй
лист легко разорвать, смять влага портит его. Она легко становится добычей
огня. Но бумага делала книгу дешевой, а значит, и доступной.И благодаря доступности писчего материала,нанесенный
на бумагу текст легко размножить, переписать. Бумага сделала книгу массовой;.книге стало тесно в
узких границах.
6.Самостоятельное
чтение книг по выбору уч- ся.( Русская классика) отрывки из произведенийА.
М .Горького, А.С
Пушкина,
7.Чтение вслух
учителем из серии фантастики и приключений произведения В. Пикуля « Куда делась
тарелка?” (стр.378-389).
8Анкета:
1Мой
любимый литературный герой .
2.Мои любимые
стихи.
3.Есть ли у меня
домашняя библиотека?.
4Какие книги я
люблю читать?
5Любят ли читать
ваши родители?
6Как часто вы
посещаете библиотеку?
7Какой подарок
вы считаете самым приятным?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: стих.»Добрый волшебник”
Кто на все вопросы
нам ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник
есть на свете.
Книга—лучший
спутник мой и друг.
Увидеть вас в который раз
Явилась книг семья.
Быль, сказка иль
рассказ
Все старые друзья.
Но не стареем мы,
друзья
Попробуй заглянуть
Страницы наши разверни
И с книгой в добрый
путь.
ИТОГ УРОКА:Чем вам понравился сегодня
урок?
А Н К Е Т А .
1Мой любимый
литературный герой?
2.Какие книги я
люблю читать?
3.Любят ли
читать мои родители?
4Есть ли у меня
домашняя библиотека?
5Как часто я
посещаю библиотеку?
6.Мои любимые
стихи?
7.Какой подарок
вы считаете самым дорогим?