В С Е Р О С С И Й С К И Й У Р О К
Ч Т Е Н И Я
СОШ №16
10—11 кл.
Время проведения: 10 часов
Тема: « Чудо, имя которому—книга.”
Цель:Расширить познавательный интерес к книге, познакомить с историей
возникновения русской печатной книги ,повысить уровень книжной культуры,расширить кругозор,объяснить
функции книги в современном мире:учить, лечить душу,воспитывать вкус,формировать взгляды на жизнь.
ХОД
УРОКА.
1.На доске
загадка: “Снаружисмотреть—дом,как дом
Но нет
жильцов обычных в нем
В нем книги
интересные
Стоят
рядами тесными
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый
дед Мазай
Как называют этот дом
Попробуй угадай?
2.Вступительное
слово библиотекаря: Сообщение темы урока ,чтение
стихотворения о книге.
“Сколько звезд на небесах,
Сколько цвету в лесах,
Столько книг на земле!
Есть --с
ладошку одни,
Есть --большие
тома,
Проживают они
Вместе с нами в домах
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий,
Жить без книг мы не могли бы
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным
Рады мы на склоне лет.
3.Путешествие в историю:Знакомство с тем,как зарождалась первая печатная книга
Рассказы уч-ся
а)Рукописные книги были очень дороги. После того, как была
изобретена бумага, а изобретателем ее был китаец Цай
Лунь, и делали ее из растительного сырья-бамбука и тутового дерева, ручной труд
постепенно заменяли машины. А для сырья стали использовать более дешевое сырье—древесину.бумага сделала книгу массовой;книге стало тесно в узких границах рукописания.
Так была подготовлена почва для нового способа производства
книги—книгопечатания.
б)Во многих
странах пытались изобрести книгопечатание.Но
только в 15 веке в Германии мастер ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ изобрел такой способ,
который получил развитие во всех странах Европы.свое
великое открытие—изобретение печатного станка, этот мастер обдумывал в течение
10 лет. Его печатный станок начал свое шествие с середины 15 века.
в)Шли годы. И в середине 16
века типографский станок появился в Москве. Произошло это во времена
правления ИВАНА ГРОЗНОГО.Он
повелел устроить в преславном граде Москве дом от
своей царской казны.где печатному делу строиться. Так неподалеку от Кремля
появился Печатный Двор.А
первым книгопечатником после долгих поисков стал мастер Иван Федоров.
г) Первая русская
книга называлась «Апостол” Она была напечатана 1марта 1564года.
Это была книга
большого формата,содержащая
268 листов, которые отпечатаны красивым щрифтом. И со
вкусом украшена.
Вторым московским
изданием Ивана Федорова был “Часовник”(1565) по
сравнению с “Апостолом” –небольшая по фформату книга. По нему в ту пору учились грамоте.В 1574 году вво Львове Иван Федоров напечатал первую известную нам
восточнославянскую «Азбуку”. Книга открывается 45 буквами кккириллицы,
за которыми следуют упражнения и грамматические правила. Она была создана “ради
скорого младенческого научения” По ней учились читать и изучали грамматику русского языка.
д) Вершиной творчества И. Федорова стало
издание полной славянской БИБЛИИ(1581г.),названной ОСТРОЖСКОЙ по названию города.Книга имела титульный лист,
предисловие, была набрана шестью шрифтами, вввпервые
использовались знаки препинания. Это была последняя книга великого мастера.
Иван Федоров
поднял искусство печатной книги на недосягаемую высоту, поэтому его и называют
КНИГОПЕЧАТНИКОМ. Он был «друкарем книг, пред тем
невиданных”.
е)Типографии, созданные Иваном Федоровым, остались и
продолжали работать. Его ученики
основали новые типографии. В 1620 году в Москве был восстановлен, а
затем и расширен Печатный двор. Тогда же появились типографии и в других
городах: Нижнем Новгороде,в Киеве.С развитием книгопечатания в 16 веке стала
развиваться книжная торговля. Появились книжные лавки.В 1643 году вышел в свет первый детский московский
печатный БУКВАРЬ. А с 1694 года ведет свой отсчет русская детская
иллюстрированная книга.автором иллюстраций являлся
монах КАРИОН ИСТОМИН.Конец
17 века сберег самобытную книжную культуру древней Руси, ее мудрость и редкую
красоту.
ж) В 18 веке царь
ПЕТР 1 лично руководил книгопечатанием и издательским делом. Была создана
знаменитая АРИФМЕТИКА Л. Ф. Магницкого,значительное
место занимала книга “ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”. В этом веке полностью
сформировался облик русской печатной книги.В
19 – 20 веках с развитием науки и техники возможности типографии расширились.
Выросло их количество.История
русской печатной книги сыграла огромную рольв истории
русской культуры. Много в ней ярких, увлекательных и драматических страниц.
3.Беседа с уч-ся о
любимых литературных произведениях( Краткие
сообщения уч-ся)
4.Конкурс: Чтение
любимых стихотворений из русской классики, с последующим обсуждением.
5.Работа в парах:
Каждая пара выбирает себе экземпляр из русской поэзии (стотомника)
выбирают понравившееся стихотворение и читают
его самостоятельно.
6.Анкетирование:
а)Мой любимый литературный герой?
б)Мои любимые стихи.
в)Какие книги я дюблю читать?
г)Любят ли читать мои родители?
д)Как часто я посещаю библиотеку?
е)Есть ли у меня домашняя библиотека?
ж)Какой подарок я считаю самым дорогим?
7.Работа с
пословицами о книге.
Хорошая
книга—лучший друг.
Кто много читает, тот
много знает.
Прочел новую книгу- встретился с другом.
С книгой жить – век не тужить.
Книга в счастье украшает,
а в несчастье утешает.
Книга – твой друг, без
нее как без рук.
Книга поможет в труде,
выручит в беде.
Книга окнов
мир, почаще заглядывай в нее.
Книгу читаешь,как на крыльях летаешь.
Любите книгу-источник знаний.
Итог урока.