Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

              Главным, пожалуй, будет здесь слово « собственной». Значит не в деятельности учителя по передаче готовых знаний.

               В последние годы в Ассоциации «Школа 2000…» на основе системно-деятельностного подхода была построена и апробирована система и структура учебной деятельности, которая включает в себя систему деятельностных шагов, что в общем и является технологией деятельностного метода обучения. Для упрощения понимания структуры учебной деятельности для учащихся авторы предлагают «Смайликов», которые «подсказывают» направления деятельности учащимся.

Особенности метода.

выполнение пробного действия с целью осознания детьми в собственной деятельности необходимости создания нового способа действий

 - использование эталона, т.е. обобщенной знаковой фиксации способа действия.

                 Примером работы технологии деятельностного метода в содружестве с информационно-коммуникативной технологией на уроке русского языка является представленный  урок по теме «Корень». Размышления учителя о решении проблем современного урока представлены в контексте анализа деятельности учащихся по ходу урока.

 

ТЕМА УРОКА:

 

К О Р Е Н Ь

 

Деятельностная цель:

Формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения находить корень.

Содержательная цель:

Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: корень – главная часть слова; в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

Задачи урока:

 - выявить особенности выделения и значения корня в словах,

 - расширять словарный запас детей,

 - развивать орфографическую зоркость, познавательные процессы,

 - воспитывать культуру письма, культуру общения,

 - воспитывать патриота, гражданина России.

Оборудование:

Интерактивная доска, карточки, компьютер, тетради

Структура урока:

1.     Этап мотивации.

2.     Актуализация и пробное учебное действие.

3.     Выявление места и причины затруднения.

4.     Построение проекта выхода из затруднения.

5.     Реализация построенного проекта.

6.     Первичное закрепление с проговариванием.

7.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.     Включение в систему знаний и повторение.

9.     Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Ход урока:

1.     Этап мотивации.

Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? ( чему-то научиться) « Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по-вашему это значит? ( нужно учить новое, не забывая старого)

2.     Актуализация и пробное учебное действие.

Знакомо ли вам слово «корень»? (корень бывает у растений, на уроках русского языка мы тоже встречались с корнем) С каким корнем мы встречались на уроках русского языка? ( в словах-родственниках  – общая часть) Какие части слов вы еще знаете?

( приставка, суффикс, окончание)

аайдите общую часть в словах и назовите ее, придумайте еще по одному слову в каждый ряд:

Смайлик: что подсказывает ? ( будем повторять необходимые сегодня знания и умения)

- походка, поездка, пошел, повез (общая часть – приставка по-, еще слово - побежал)

 - зубок, лесок, глазок, медок (общая часть – суффикс ок, слово - росток)

 - вода, езда, леса, коса (общая часть – окончание –а, например - глаза)

- Родина, род, родной (общая часть – корень род-, например - родственники)

Какие это все слова? (однокоренные)

Какие слова называются однокоренными? (с одинаковым корнем)

Что такое корень? (общая часть слов-родственников)

Про какие слова мы можем сказать «слова-родственники»?

                                         Слова-родственники

                                                  (общее)

 

 


                                  Корень                    Смысл

в) пробное действие:

Хотите попробовать поискать корень в других словах? ( да)

Работа с карточками:

Найти и выделить корень в словах:

-  Что здесь нового? (слова –не родственники)

Роса, российский, роскошь.

  -  Назовите корни слов. (затрудняются)

Смайлик: какой вид учебной деятельности требует сейчас вашего внимания? (узнаем что-то новое, потому что встретились с затруднением)

3.     Выявление места и причины затруднения.

Остановитесь, подумайте и расскажите, как вы действовали ? (читали слова-родственники, находили общую часть, она и являлась корнем)

Прочитайте слова, найдите общую часть, будет ли она являться корнем во всех словах? Докажите.

4.     Построение проекта выхода из затруднения.

Так что же вы будете делать, чтобы правильно определить корень каждого из этих слов?( надо подобрать побольше слов-родственников к каждому слову, найти общую часть, это и будет корень)

Какие слова мы называем родственниками? ( с общим значением)

Чему главному вы научитесь сегодня на уроке? ( находить и выделять корень в разных словах) Тема урока – «Корень»

Как? ( раньше мы выделяли корень в словах-родственниках, можно попробовать подобрать к нашим словам слова-родственники и выделить общую часть-корень.                    Корень

слово

                                           Слова-родственники

 

 

 


                                                        Общая часть

5.     Реализация построенного проекта.

Вернемся к нашим словам. С помощью того способа, который вы сейчас обосновали, найдите корень в слове: роса ( учитель выступает в роли оппонента, предлагая контраргументы)

После работы со словами новый способ действий фиксируется в речи и знаково:

 - Что нужно сделать, чтобы правильно найти и выделить корень?

                                                          Корень

                                                            слово

   РОСА:                 

   росинка                           Слова-родственники

                                                           

     

                                                  Общая часть

6.     Первичное закрепление с проговариванием.

работа в парах:

 - Обратимся к словам: российский, роскошь.

Найдем и обозначим корень. Время для обсуждения.

( проговаривается весь алгоритм)

7.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Смайлик: что необходимо сделать? (выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону)

Для самостоятельной работы я подготовила несколько слов. Каждый из вас может выбрать любые три. Как выдумаете, что вы будете делать?

( находить и обозначать корень в словах)

Работайте.

Слова: Страна, березовая, травинка, президент.

 

       Проверим по эталону:

                                                              слово                                                     берез-овая

                                                     Слова-родственники          стран-а

 

 


   трав-инка                                                                       президент

                                                         Общая часть

 

У кого возникли трудности?

В чем была причина твоего затруднения?

( для детей, допустивших ошибки предоставить возможность их исправления)

8.Включение в систему знаний и повторение.

Чем похожи слова-родственники? ( общее значение, одинаковый корень)

Как вы думаете, какая часть слова является главной? ( корень)

Почему? ( он объединяет слова-родственники)

Что еще объединяет слова-родственники? ( общее значение)

Как вы думаете, в какой части слова заключен общий смысл однокоренных слов? ( в корне)

Кто заметил, как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

Где нам может помочь это знание и умение выделять корень? (при проверке безударных гласных)

Что вы еще узнали о корне? ( в нем заключен основной смысл всех однокоренных слов, это главная часть)

Повторение:

а) вставить пропущенные буквы: несный, хл.бороб, стр.на, к.рмушка (для птиц).

Работа организуется так:

Читай слово, определи, в какой части слова пропущена буква, какие слова помогут определить правильность написания этого корня? ( подбор однокоренных слов, выделение корня)

Как связаны слова «страна» и «президент»?

б) выборочный диктант:

выбрать и записать однокоренные слова, обозначить корень:

Мирно и дружно хотят жить россияне. Россия и Президент

неразделимы. Президент – главный защитник детей. Мы

напишем ему о наших детских мечтах. 

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Определите цель вышей деятельности сегодня на уроке ( я учился находить корень в разных словах)

Какие трудности встречали?

Помогла ли сегодняшняя работа справляться с этой задачей быстрее и легче?

Задания для самоподготовки:

Подобрать 3 неоднокоренных слова, обозначить в каждом слове корень.

 

 

 

Hosted by uCoz