Великий русский полководец А.В. Суворов – страницы воинской славы
(урок-лекция).
Цель урока: способствовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Остановись, пролхожий!
Здесь человек лежит, на смертных
не похожий;
На крылосе, в глуши, с дьячком он
басом пел
И славою, как Петр иль Александр, гремел.
Ушатом на себя холодную лил воду
И пламень храбрости в сердца вселял
народу.
Не в латах, на коленях, как греческий герой.
Не со щитом златым, украшенным всех
паче,
С нагайкой в руках и на казацкой кляче
В едино лето взял полдюжины он Трой.
Не в бронь облечён, не на ходу высоком,
Он брань кровавую спокойным мерил
оком,
В рубахе, в папахе, пред войсками верхом,
Как молния сверкал и поражал, где чуть летают
птицы.
Жил в хижинах простых, - и покорял
столицы.
Вставал по петухам, - сражался на
штыках,
Чужой народ носил его на головах.
Одною пищею с солдатами питался.
Цари к нему в родство, не он к ним
причитался.
Был двух империй вождь; Европу удивлял;
Сажал царей на трон, - и на соломе
спал.
(А.С. Шишков – поэт, серый
панегерист А.В. Суворова).
Александр Васильевич Суворов – национальный герой России, один из
основоположников русского военного искусства. В 1729 или 1730 родился в семье
офицера Василия Суворова. Обладая слабым здоровьем, юный Суворов самостоятельно
воспитывал в себе выносливость, развивал себя физически, чтобы стойко
выдерживать тяготы военных походов.
С 12 лет А.В. Суворов начинает службу простым солдатом в гвардейском
Семёновском полку и проходит все ступени воинской лестницы. Добросовестно
исполняя свои обязанности солдата, Суворов успевал продолжать заниматься
самообразованием (изучал артиллерию, фортификацию, историю, географию, учил
иностранные языки, посещал занятия в кадетском корпусе).
Объясняя прекрасное знание
инженерного дела, он говорил, что его отец Василий Иванович Суворов перевёл по
распоряжению Петра I книгу французского фортификатора маршала Вобана «Способы
укрепления городов» и учил Суворова – сына французскому языку по этой книге,
сравнивая русский текст с оригиналом. Отсюда и началось познание великим
полководцем фортификации и военно-инженерного дела.
Первым чином Александра
Суворова был самый маленький в России чин капрала, он давался, как правило,
лучшим солдатом из простых крестьян или горожан. В 1754 году Суворов стал
офицером. Взлёт карьеры Суворова начался во время Семилетней войны, в ходе
которой неоднократно проявлял доблесть и был награждён за мужество и отвагу.
В 1770году Суворов дослужил до
генерала. Когда началась русско-турецкая война 1768-1774г.г. Он находился в
Польше, где воевал против конфедератов. Позднее был переведён в Финляндию, так
как планировалась война со Швецией. Когда угроза войны отпала, Суворов добился
направления его на театр боевых действий с Турцией. При формировании Дуная и
взятии крепости Туртукай полководец применил новый боевой порядок – сочетание
штурмовых колонн с рассыпным строем егерей на флангах. В том же 1773 году при
обороне населённого пункта Персово Суворов сумел обратить врага в бегство,
использовав внезапную контратаку. В начале 1774 года отряд под его внезапную
контратаку. В начале 1774 года отряд под его командованием предпринял дерзкую
вылазку на турецкий лагерь, вылазка переросла в сражение, закончившееся победой
русского оружия. После этого турецкое правительство согласилось на мирные
переговоры, итогом которых стало заключение Кючук-Кайнарджийского мира.
В 1787-1791г.г. Военные действия
между Россией и Турцией возобновились и
тогда полководческий талант Суворова проявился наиболее ярко. Войска под
его командованием одержали ряд блестящих побед; основным залогом успеха стала
новая тактика Суворова. Полководец отказался от линейной тактики, основанной на
хаотичных манёврах на флангах и отсиживание за толстыми стенами. Суворов
располагал войска ротными и батальонными колоннами, использовал рассыпной строй
из группы от 15 до 30 человек. Считал оборонительные бои временными и
вынужденными, он делал основной упор на
наступление, нанесение главного удара, уничтожение живой силы противника.
Полководец был убеждён, что уже нельзя воевать по трафарету – важно творчески
подходить к каждой военной операции и гибко менять тактику в зависимости от
обстановки (характерных особенностей местности).
Наиболее важным событием этой
войны считается взятие армии Суворова прежде непреступной крепости Измаил, которую защищала 40-тысячная армия.
Победа привела к выгодному для России Ясскому миру. В правлении Павла I Суворова
практически отстранили от дел, так как полководец пренебрежительно высказывался
в адрес Фридриха II Прусского, который был кумиром Павла. 5 мая 1797года был
выслан в село Кончанское Новгородской губернии под надзор местной
администрации. Там он занимался хозяйством, много читал, а порой играл с
мальчишками в бабки. Когда кто-нибудь удивлялся этому, то Суворов отвечал:
«Сейчас в России столько фельдмаршалов, что им только и дела, что в бабки
играть.» Такой его ответ объяснялся тем, что за свою более чем полувековую
службу он был свидетелем производства в звании фельдмаршала 14 генералов,
причём последним из них был он сам, получив звание фельдмаршала в 1794 году, 64
лет.за взятие Варшавы.
А при императоре Павле, только за
один год фельдмаршалами стали 8 генералов. Отсюда его ирония.
Однако обстоятельства в жизни
Суворова вскоре резко переменились. Во время кампании против Наполеона
император был вынужден вспомнить про строптивого полководца и снова поставил
его во главе армии.
В 1799 году начался знаменитый
Итальянский поход Суворова, в ходе которого блестящий полководец нанёс ряд
чувствительных поражений французской армии и занял почти всю северную Италию.
Тогда же Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы. При переходе
через Альпы Суворов обратился к солдатам:
–
Штыки, быстрота, внезапность – вот
наши вожди. Будь прозорлив, осторожен, имея цель определённую.
По окончании Итальянской кампании Суворов спросил, были ли за время похода
какие-нибудь случаи неповиновения. И ему ответили: «Не было ни одного.» «Теперь
– сказал Суворов, - узнаю я наше русское войско. Это дисциплине обязан я своими
победами, ибо что есть войско без повинения и каким образом могут толпы
вооружённых людей направляемы быть безошибочно к назначенной цели без власти.
Наша служба легка, когда её дружно поднимают все вместе. Нет! Греки и римляне с
нами не сравняются!
За совершение беспримерного в
истории похода в Италию и Швейцарию, старому воину в конце его жизни 8 августа
1799 года, был преподнесён новый титул – князя Суворова – Италийского и чин
генералиссимуса.
Титул А.В. Суворова в конце его
жизни был короче титула Потёмкина, но был едва ли менее значительным. Вот он: «
Граф Суворов – Римникский, князь Италийский, граф Священной Римской империи,
фельдмаршал русской и австрийской армии, генералиссимус русских сухопутных и
морских сил, великий маршал пьемонтских войск, наследственный принц Сардинского
королевского дома, кузен короля, гранд короны, кавалер всех русских и многих
иностранных орденов.»
Умер Суворов 12 мая 1800 года.
Весь Петербург в день похорон вышел на улицы, чтобы проводить великого
полководца в последний путь. При проносе гроба сквозь узкие ворота кладбища
Александро-Невской Лавры некоторым показалось, что гроб Суворова не пройдёт и
застрянет.
И после него, кроме памяти о
трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать» -
богатейший военный опыт А.В. Суворова.
Сам Суворов назвал эту работу
«Вахт-парад», а название «Наука побеждать» дал ей первый издатель инструкции М.
Антоновский в 1806 году. В «Науке побеждать» Суворов изложил «Три воинских
искусства» (глазомер, быстрота и натиск) и изложил принципы боя. «Стреляй
редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится:
пуля – дура, штык – молодец...» «Обывателя не обижай: он нас поит и кормит,
солдат – не разбойник». «Солдату – надлежит быть здорову, храбру, тверду,
решиму, правдиву, благочестиву». «Ученье – свет, а неученье – тьма». «Дело
мастера боится».
Суворовская система воспитания
солдат была проникнута глубоким уважением к каждому воину. Он называл своих
солдат богатырями, внушал им веру в победу. «Богатыри! Неприятель от вас
дрожит», - писал он в «Науке побеждать». Суворов ненавидел и презирал людей
равнодушных, боявшихся ответственности.
Вся жизнь и деятельность А.В.
Суворова позволяла ему сказать: «Потомство моё прошу брать мой пример... до
издыхания быть верным...Отечеству».
Литература: Караев Г.Н. Суворов и его «Наука побеждать»; Балязин В.Н. 1000
занимательных сюжетов из русской истории. М. «Просвещение, 1995г.;
Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории Росии с к. 16 до к. 18 в., М.
«Вано», 2001г.