«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей
и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя
гнаться за победой, если выгоды, какие даёт она, будут приобретены путём
низости и преступления» (древнегреческий историк Плутарх).
Раскрыть сущность
международного гуманитарного права, призванного обеспечивать защиту личности в
условиях вооружённых конфликтов и основанного на принципах человеколюбия,
такова цель урока обществознания, проведённого в 9 классе в 2008-2009 учебном
году по теме: «Международное гуманитарное право».
Изучение данной темы
актуально и в современных условиях, поэтому учащиеся были озадачены проблемой:
«Объяснить, в чём проблема прав человека в условиях войны отличается от такой
проблемы в условиях мира».
План изучения темы
урока:
1.
Понятие международного
гуманитарного права (кн.: Гассер П.П. Международное гуманитарное право. М., 1995г.-с.24). Учебник «Обществознание. Л.Н.
Богомолов, М., «Просвещение», 2007г.-с.373.
Работа над словом «гуманитарный».
2.
Проблема уменьшения бедствий,
причиняемых вооружёнными конфликтами.
Вопросы учащимся, с опорой на знания по истории:
- Какие войны вы изучали наиболее обстоятельно?
- Что вы знаете о судьбах раненых на этих войнах?
- Как поступали с военнопленными?
- Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?
Сообщения учащихся из книги А.
Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино». – М., 1995г.- с.19, 34.
3.
Становление международного
гуманитарного права.
Дата |
Название договора |
29 ноября- 11 декабря 1868г. |
Декларация об отмене употребления взрывчатых и
зажигательных пуль. Санкт-Петербург |
29 июля 1899г. |
Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющиваю-щихся пуль («дум-дум»). Гаага |
18 октября 1907г. |
Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны с
прилагаемым Положением о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага |
12 августа 1949г. |
Конвенция об улучшении участи раненых и больных в
действующих армиях. Женева |
12 августа 1949г. |
Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц,
потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море. Женева |
12 августа 1949г. |
Конвенция об обращении с военнопленными. Женева |
12 августа 1949г. |
Конвенция о защите гражданского населения во время войны.
Женева |
10 апреля 1972г. |
Конвенция о запрещении разработки, производства и
накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия
и об их уничтожении |
8июня 1977г. |
Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12
августа 1949г., касающийся защиты жертв международных конфликтов |
8 июня 1977г. |
Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12
августа 1949г., касающийся защиты жертв вооружённых конфликтов
немеждународного характера |
|
|
4.
Возможны ли нормы, защищающие
человека в условиях вооружённых конфликтов?
Ознакомление учащихся с положениями международного гуманитарного права.
Учащиеся составляют развёрнутый план данного документа.
Особо обращено внимание на нормы международного гуманитарного права,
направленные на защиту мирного населения.
Обсуждение вопроса: «Как должны поступить военные, если их нападение на
военный объект повлечёт за собой жертвы и среди гражданских лиц?
5.
Особенности международного
гуманитарного права, его значение:
- во-первых, оно продолжает гуманистическую традицию, которая наиболее
полно воплотилась в Международной хартии прав человека. Цель международного
гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях
войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы;
- во-вторых, международное гуманитарное право не может исключить войны из
жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной;
- в-третьих, наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты
(например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь
ограничивают некоторые действия рамками,
обусловленными абсолютной военной необходимостью.
В конце урока работа над проблемным вопросом «Чем проблема прав человека в
условиях войны отличается от такой проблемы в условиях мира?»
Обсудим вместе
1.
Сопоставьте 2 высказывания:
- «Война – зло;
её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и
на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды,
какие даёт она, будут приобретены путём низости и преступления»
(древнегреческий историк Плутарх);
- «Когда гремит оружие, законы молчат» (деятель Древнего
Рима Цицерон).
Говорят мудрые
Как вы понимаете эти
высказывания?
«Война есть не только потрясение, но духовное испытание и
духовный суд».
(И.А. Ильин (1882-1954) – русский философ).
«Несправедливо ликовать над телами погибших».
(Гомер (VIII в. до н.э.) – древнегреческий поэт.
Учитель обществознания
- Роскошняя Н.И.