Инклюзивное образовании
вернуться на главную
Что такое инклюзивное (включающее)
образование?
Основные принципы инклюзии
Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе
во время обучения (включая детей с инвалидностью)
• Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе,
тому месту, где живем)
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика
с помощью образовательной программы,
которая достаточно сложна,
но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности,
также как и специальные условия и поддержку,
необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
- В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
- Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие
члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных
образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
- Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную
практику
- Всесторонне планируйте инклюзию
- В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и
администрация
- Включайте родителей
- Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и
учеников
- Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
- Представление что присутствие в школе само по себе достаточно
- Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
- Фокусирование не на целях, а на действиях
- Когда основной направленностью услуг является обучение программе,
а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
- Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива
участию
Существующие барьеры:
- Архитектурная недоступность школ
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются
необучаемыми
- Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о
проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс
обучения в классах
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на
образование и испытывают страх перед системой образования и социальной
поддержки
Законодательные ресурсы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
- Конвенция о правах ребенка
Правила инклюзивной школы
- Все ученики равны в школьном сообществе
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и
развития важных социальных связей
- Планируется и проводится эффективное обучение
- Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и
процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди
сверстников,
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
- Семьи активно участвуют в жизни школы
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью
- Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
- Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
- Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере
поведения в классе
- Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
- Наиболее вероятное повышение успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
- он достаточно гибок,
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
- он уважает индивидуальные различия
- он может слушать и применять рекомендации других членов команды
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
- он согласен работать с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
- У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного
участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке
стереотипов
- Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него
сложны
- Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в
планировании, проведении и оценке уроков
- Существуют процедуры оценки эффективности
По материалам международной конференции
«Развитие
инклюзивных школ в России»
Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
в Краснодарском крае